Методика бойко в таблице

Эмпатия как одна из составляющих нравственности будущего профессионала - Научные статьи - Библиотека международной спортивной информации В результате теоретико-эмпирического исследования показано, что эмпатия как, безусловно, положительное отношение к другому, является одной из составляющих нравственности человека Эмпатия как одна из составляющих нравственности будущего профессионала Аннотация В результате теоретико-эмпирического исследования показано, что эмпатия как, безусловно, положительное отношение к другому, является одной из составляющих нравственности человека. Описаны результаты эмпирического исследования, позволившие установить, что будущие профессионалы обладают ограниченным диапазоном эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия. Ключевые слова: эмпатия, отношение к другому, будущий профессионал, каналы эмпатии. В современной психологической науке эмпатия изучается в различных аспектах и направлениях. Рассматриваются вопросы затрагивающие: 1 природу эмпатии как психического явления; 2 связь эмпатии с эгоистическими и альтруистическими тенденциями в поведении человека; 3 роль заражения, индукции, условных рефлексов, интуиции в проявлении эмпатии; 4 формы проявления эмпатии и способы их фиксации; 5 функции эмпатии в воспитании и развитии личности. В связи с этим существуют и различные трактовки самого понятия «эмпатия». Многими отечественными и зарубежными психологами эмпатия характеризуется как, безусловно, положительное отношение к другому. Бохарт, проведя сравнение представлений об эмпатии, разработанных в рамках ряда психотерапевтических школ, пришел к выводу, что термином «эмпатия» обозначается группа родственных понятий, в ряду которых большое внимание уделяется отношениям к другому объекту эмпатии. С определением эмпатии как, безусловно, положительного отношения к другому соглашается Он также считает, что эмпатия раскрывается через положительное отношение к другому, предполагающее признание целостности его личности. Вместе с тем Эмпатия рассматривается как эмоциональная особенность человека, которая играет большую роль в отношениях между людьми, в восприятии ими друг друга, установлении взаимопонимания между ними так же в исследованиях Ильина Эмпатия в форме сочувствия приводит к актуализации отношений теплоты, доверия, заботы, открытости, поддержки в адрес объекта эмпатии, представлена в концепции Гавриловой Следовательно, эмпатия, как, безусловно, положительное отношение к другому, исключающее насилие и содержащее любовь, доверие, уважение к другому, может выступать существенным фактором, способствующим проявлению и развитию нравственных характеристик личности. Нравственность человека обладает сложным многогранным содержанием, однако без эмпатии, «этой поразительной способности даже не с «полуслова», а скорее с «полувзгляда» понять друг друга. Особый интерес, на наш взгляд представляет исследование эмпатии у будущих специалистов, ибо эмпатия является не только важным средством адаптации в профессионально-образовательной среде, способствует сбалансированности межличностных отношений всех субъектов учебно-воспитательного процесса, развитию базовых компетентностей, социально-профессиональных компетенций, ключевых квалификаций, но и как, безусловно, положительное отношение к другому отражает нравственность будущего профессионала. Более того, психика молодых людей отличается особой пластичностью, и данный возраст является сенситивным для формирования нравственных характеристик личности, в частности эмпатии. Целью статьи является исследование эмпатии как одной из составляющих нравственности будущего профессионала. МЕТОДИКА И ЕЕ ОПИСАНИЕ В исследовании приняли участие 369 студентов и учащихся первых курсов, а именно 127 студентов Брянского государственного университета, 123 студента колледжей и 119 учащихся профессионального училищ, из них 191 девушка и 178 юношей. Нами была использована методика эмпатических способностей Значимость конкретного параметра в структуре эмпатии выражают шесть шкал: рациональный канал эмпатии, эмоциональный канал эмпатии, интуитивный капал эмпатии, установки, способствующие или препятствующие эмпатии, проникающая способность в эмпатии, идентификация в эмпатии. Оценки по каждой шкале могут варьировать от 0 до 6. По критерию ведущего компонента эмпатии: Каналы эмпатии, представленные во всем многообразии их взаимосвязей выполняют вспомогательную роль в единой системе, основного показателя уровня эмпатии, показателем которого выступает сумма баллов, получаемая в результате сложения единичных баллов, набранных за каждый ответ испытуемого, совпавший с ключом. Следует отметить, что лишь высокий уровень эмпатии отражает, безусловно, положительное отношение к другому и характеризует высоконравственного человека. Данные методики эмпатических способностей Бойко, были подвергнуты дисперсионному анализу ANOVA. Это спонтанный интерес к другому, открывающий шлюзы эмоционального интуитивного отражения партнера. В свою очередь наблюдаются некоторые различия в показателях основного уровня эмпатии между студентами колледжей, учащимися профессиональных училищ г. Брянска и Брянского государственного университета. Дальнейшие диагностические процедуры позволили определить: зависит ли уровень развития эмпатии от системы получения профессионального образования начальная, средняя, высшая. В данном случае фактор получения профессионального образования имеет три градации: 1вуз, 2 — колледжи, 3 — профессиональные училища. Результаты однофакторного дисперсионного анализа методики диагностики эмпатии представлены в таблице 1. Результаты однофакторного дисперсионного анализа методики диагностики эмпатии Дисперсионный анализ Источник вариации SS df MS F P -Значение F критическое Между группами 9,636 2 4,818 0,342 0,711 3,020 Внутри групп 5166,169 366 14,115 Итого 5175,805 368 Примечание: SS — сумма квадратов, df — число степеней свободы, MS — средние квадраты, F — фактическое значение, P -значение, вероятность ошибки а, F критическое — предельное значение. Из таблицы 1 видно, что полученная нами величина F 0,342не превышает Fкрит. Следовательно, незначительные различия в показателях общего уровня эмпатии в различных учебных заведениях носят случайный характер, другими словами система получения профессионального образования высшее, среднее, начальное не влияют на проявление эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия молодыми людьми. Полагаем, что на общий уровень эмпатии влияет ряд других факторов: индивидуально-психологические особенности личности, семья, опыт взаимоотношений приобретенный в школе, общественных организациях, а также в неформальных объединениях, половые различия и т. В этой связи для нас представляет интерес показатель основного уровня эмпатии среди юношей 178 и девушек 191 обследуемой выборки. При этом, 44,93% девушек показали заниженный уровень эмпатии, 39,32% — средний и 15,75% — очень низкий. Наибольший процент юношей 51,42 показали очень низкий уровень эмпатии, заниженный 45,73 и средний 2,85. Полагаем, что половые различия в показателях общего уровня эмпатии связаны скорее с врожденной чувствительностью и отзывчивостью у девушек и сдержанностью и невозмутимостью у юношей. Таким образом, данные методики диагностики эмпатических способностей Бойко свидетельствуют о заниженном уровне эмпатии исследуемой выборки испытуемых, преобладании низкого уровня эмпатии у юношей. И если уровень развития эмпатии соответствует примитивному уровню субъект не способен к эмоциональному отклику на переживания других, не приводит к актуализации отношений теплоты, доверия, заботы, открытости, поддержки в адрес объекта эмпатиито эмпатия скорее отражает негативное отношение к другому. Следовательно, возникает необходимость уже на начальном этапе профессиональной подготовки, формировать у будущих специалистов нравственный мотив в пользу другого человека, умение проявлять помогающее, альтруистическое поведение в ответ на переживания другого, то есть культивировать развитие эмпатических способностей. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Эмпатия как безусловно, положительное отношение к другому означает такое духовное единение личности, когда один человек настолько проникается переживаниями другого, что временно отождествляется с ним, как бы растворяется в нём, когда объектом эмоциональной восприимчивости индивида становятся переживания других людей, безотносительно к собственному благополучию. Заложенное в эмпатии умение проявлять помогающее, альтруистическое поведение в ответ на переживания другого, и отражает уровень нравственного развития человека. В свою очередь, неподдельный интерес, понимание значимости и ценности личности другого, не допускающие отчужденности и безразличия в адрес переживаний другого, выступают важнейшими характеристиками нравственности человека. Для будущего профессионала характерен заниженный уровень эмпатии, свидетельствующий об ограниченном диапазоне эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия. Незначительные различия в показателях общего уровня эмпатии в различных учебных заведениях носят случайный характер и фактор получения профессионального образования начальная, средняя, высшая не влияет на уровень развития эмпатии. Существенные половые различия в показателях общего уровня эмпатии обследуемой выборки связаны скорее с врожденной чувствительностью и отзывчивостью у женщин и сдержанностью и невозмутимостью у мужчин, а также генетической предрасположенностью женщины стремиться к дружелюбию, согласию, и с пониманием относиться к проблемам другого человека. Исследование эмпатии как одной из составляющих нравственности человека на начальном этапе профессиональной подготовки, позволит в условиях возрастания социальной ответственности систем профессионального образования в целом и коллектива каждого учебного заведении за личностное развитие будущего специалиста, разработать пути и способы повышения нравственного развития будущего профессионала в образовательной среде профессионального учебного заведения.