Понятие и виды проектирования

Методы и виды социального проектирования Проектирование — ответственный этап, требующий знания законов общественно­го развития. Оно не должно опираться ориентироваться на субъективные желания и устремления людей, какими бы благими намерениями они ни сопровождались. Изба­виться от субъективизма в проектировании можно, только опираясь на научные мето­ды. К ним, прежде всего, относится использование «матрицы идей», когда на основе нескольких независимых переменных составляются различные варианты решений. Обычно разработка социального проекта зависит от сложности и первоочередности по­ставленных задач, сроков, в пределах которых требуется осуществить замысел, а также от материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Этот важный прием применяется, как правило, при ограниченности возможностей. Существует и такой метод, как вживание в роль. Он помогает получить более точное представление о том, что нужно сделать в процессе проектирования. Это не просто заглядывание в будущее, а стремление глубже понять, как будет реализовываться проект. Важным методом социального проектирования является аналогия. Эти подходы к делу в известных пределах могут служить образцом, эталоном, даже если не все в них в должной степени проработано. Беря самое лучшее и освобождаясь от неоправдавших себя идей, социальный проект, созданный по аналогии, может быть использован для конструирования социальных задач и целей. Наиболее приемлема в социальном проектировании ассоциация, когда реше­ние социальных проблем в другой сфере общественной жизни подсказывает путь, по которому легче пройти к цели. Своеобразный вариант ассоциации в проектировании — это приспособление, когда оправдавший себя в иной ситуации опыт решения проблем применяется к интересующему объекту. Метод ассоциации может использоваться через модификацию. Метод ассоциации предусматривает сочетание приемов приспособле­ния, модификации и полной реорганизации. Метод ассоциации связан и с устранением прежних принципов функционирования объекта и с заменой их новыми исходными по­ложениями, ведущими к коренному преобразованию проектируемых данных. Этот ме­тод называется полной реорганизацией. Метод ассоциации предусматривает накопление знаний, разрабатываются подходы, которые позволяют серьезно видоизменять объект воздействия, т. В процессе проектирования возможны ситуации, не похожие на вышеупомянутые и ставящие принципиально новые проблемы. В этих случаях применяется метод моз­гового штурма, когда мобилизуется весь имеющийся интеллектуальный запас: объяв­ляется своеобразный конкурс идей, способных значительно продвинуть поиск оптимального решения проблем того или иного проекта. Этот метод, обоснованный в 1939 г. Осборном, связан с генерацией идей, их равноправной конкуренцией, с возмож­ностью сопоставления. Известен один из вариантов этого метода — метод синектики, согласно которому несколько предложенных идей рассматриваются отдельно друг от друга, а потом между ними устанавливается определенная взаимосвязь и взаимозави­симость. Несомненно, учитывая динамизм и сложность многих социальных процессов, необходимо шире практиковать конкурс идей, стремясь при этом избежать влияния на решение оценки заслуг, званий участников конкурса. Разработка социального проекта нередко начинается в условиях известной неоп­ределенности, отсутствия ясности в отправных моментах развития процесса или явле­ния. Между тем во всех случаях, будь то формирование нового промышленного узла, города или реконструкция предприятия, требуется последовательность событий, опре­деленная логика. В основе процесса проектирования лежит анализ общественной потребности. Она может быть и очевидна, и скрыта, поэтому этот начальный этап предполагает поиск, связанный с определением ее сущности. Взять, например, такой исторический факт. В конце 20-х — начале 30-х гг. Этот опыт показал, как важно, чтобы науч­ная идея отражала действительную потребность общества и соответствовала бы объек­тивным критериям. На этом этапе проектирования желательно хотя бы в самом общем виде предста­вить тот резерв времени, который отводится для выполнения намеченного проекта. На следующей ступени уточняется цель разработки социального проекта: дается характеристика того состояния, какого хотелось бы достичь, исходя из требований об­щественного прогресса. Сформулировав цель, приступают к сбору необходимой информации, обращаясь к любым источникам, включая и научные исследования. Приоритет отдается тем све­дениям, в которых зафиксирован современный уровень познания социального процесса. На базе полученной информации составляется задание на проектирование и то, каким параметрам оно должно удовлетворять или соответствовать. На этой стадии большую роль играют принципиально новые идеи, которые раскрывают пути более эффективного осуществления намеченных целей. На заключительной стадии проектирования принимается решение. Оно выступа­ет в виде конкретной программы действий, которая в заданных параметрах намечает те или иные средства достижения поставленной цели при наличии определенных ограни­чений. Решение содержит также возможные варианты, сроки, основные этапы и последовательность операций. Опыт социального проектирования накапливался постепенно. Долгое время со­циальные аспекты проектирования учитывались недостаточно, что вызывало различ­ного рода отклонения в условиях трудовой и повседневной деятельности людей. Так, в недалеком прошлом для большинства производств основной социальной целью явля­лось создание стабильных, устойчивых коллективов. Поэтому при проектировании тщательно разрабатывались такие средства, как комплектование и закрепление рабочей силы, стимулирование труда, повышение профессиональной подготовки и т. Проектируя, важно учитывать потребности молодежи: ведь большинство новых производств комплектуется именно из этой категории. Для ослабления негативных по­следствий использования тяжелого ручного труда и труда, не требующего квалификации, необходимо применять компенсирующие факторы, влияющие на поведение чело­века и его отношение к делу. При проектировании важно соблюдать принцип комплексности: в проекте предусматривать удовлетворение всех потребностей интересов труженика и членов его семьи — в жилье, культурно-бытовых учреждениях, предприятиях торговли и быта, в отдыхе, в детских дошкольных заведениях, школах и т. При проектировании новых производств большое значение приобретает про­цесс социальной адаптации. Это выражается в информированности людей о характере предстоящей работы, условиях жизни, труда в организации, в которой предстоит им трудиться. Успешная адаптация связана с достижением работником удовлетворенности трудом, с получением или повышением квалификации. Проектируя этот процесс, необ­ходимо исходить из того, что в процессе научно-технического прогресса ряд профессий должны исчезнуть, другие — в корне изменить свое содержание, а третьи — стать лишь этапом в социально-профессиональном продвижении людей, особенно молодых. Социальное проектирование новых производств непременно включает в себя обеспечение условий трудовой деятельности. Создание нормальных условий труда для всех работников требует также учета требований технической и производственной эс­тетики. Видное место при проектировании занимают вопросы учебы, повышения квалификации, удовлетворения культурных потребностей. Теория и практика социального проектирования свидетельствует о том, что с по­мощью инструментария социального прогнозирования и проектирования необходимо активнее вмешиваться в развитие социальной ситуации. Как показывает анализ соци­ального развития, они в большинстве случаев регулируют те процессы, которые связа­ны прежде всего с трудовой деятельностью, с участием человека в развитии техники и технологии. Итак, социальное проектирование — это процесс подготовки, разработки и ут­верждения одного из вариантов социальной организации будущей жизни в условиях вновь возникающих или реорганизуемых социальных институтов, социальных процес­сов и явлений. Существует множество видов проектов. Все виды проектов классифицируются по трем признакам, каждый из которых дает представление об определенной грани или стороне проекта табл. Таблица 2 Классификация видов проектов Признак классификации Вид проекта Объем трудовых трудоемкостьфинансовых стоимость и материальных материалоемкость затрат Малый проект. Мегапроект, в том числе международный, межгосударственный, федеральный, региональный, отраслевой, межотраслевой, местный Содержание Технический, научно-технический, экономиче­ский, социальный, социально-экономический, экологический, производственный, маркетинго­вый, рекламный, инвестиционный, комплексный Срок реализации Краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный Для любого вида проекта характерен жизненный цикл, т. Этот цикл можно разде­лить на фазы этапы, стадиикоторые представляют собой определенные микроциклы: — замысел идеи ; — анализ изучение, исследование, диагностика проблемы; — разработку проекта; — реализацию проекта; — оценку результатов итогов ; — подведение итогов закрытие проекта. Выполнение реализация социального проекта требует определенной совокупно­сти работ, которые делятся на основные и обеспечивающие. К основным работам относятся: — предпроектный анализ изучение социальной проблемы и ее характеристик ; — определение главных целей; — планирование социального проекта кто и в какие сроки будет разрабатывать проект ; — собственно разработка проекта, результатом которой являются определенные документы, решения, сметы и т. Предпроектный анализ включает изучение исследование, анализ, диагностику соответствующей социальной проблемы, решение которой предполагается осуществить в «проектном» варианте, например, с помощью разработки и реализации какой-либо социальной программы. Результаты анализа находят выражение в виде описания си­туации, характеристики условий, социальной «фотографии», социального паспорта и т. Определение главной цели производится на основе предпроектного анализа и от­ражается в формулировке цели. Разработка социального проекта состоит в определении перечня мер и ответст­венных исполнителей, производстве необходимых расчетов по ресурсам, заключении договоров на выполнение работ, поставку материалов, оборудования и т. Результатом разработки выступает, например, конкретная социальная программа или план, а также соответствующие расчеты на календарные периоды. Принятие и утверждение социального проекта происходит в соответствии с ор­ганизационной процедурой и фиксируется в официальном документе. Выполнение социального проекта, как правило, обеспечивается существующей структурой. При необходимости могут создаваться специальные управленческие струк­туры, подразделения, звенья должности. С учетом каких-либо значимых факторов в проект могут вноситься коррективы. Подведение итогов выполнения социального проекта основывается на учете, от­четной и контрольной информации и отражается в соответствующем документе. Работы, которые обеспечивают социальный проект, группируются по следующим видам: информационные, аналитические, экспертные, организационные, координаци­онные, правовые, финансовые, кадровые, мотивационные, материально-технические, снабженческие, коммерческие, учебно-обучающие, прогнозные, пропагандистские. Важное условие в организационно-управленческой работе — назначение руково­дителя реализуемого социального проекта, который наделяется полномочиями — обя­занностями, правами. Руководитель проекта может иметь право формирования «своей команды» временного коллектива. После окончания проекта «команда» расформиро­вывается или переводится на обеспечение другого проекта. Характер социальных проектов различен — от проектов, предусматривающих эво­люционные изменения, до создания принципиально новых, требующих не менее 55—60 оригинальных идей. Каждый проект в принципе решает три основных вопроса: — кто будет проектировать; — что надо проектировать; — как организовать проектирование. Решение этих вопросов всегда связано с удовлетворением общественной потреб­ности, а также с реализацией смелых и оригинальных замыслов. Научность социальных проектов достигается не просто учетом объективных за­конов, а тем, насколько адекватно отражаются эти законы в процессе проектирования. И именно тогда проект, выступая как своеобразное духовное создание, не будет фанта­зией, прожектом, а будет реальным инструментом преобразующей деятельности чело­века. При подготовке проекта, как отмечалось, возможна разработка нескольких ва­риантов будущего состояния социального процесса или явления. При их обсуждении и сопоставлении с учетом имеющихся материальных, трудовых и финансовых ресурсов обычно избирается оптимальный вариант, и тогда проект приобретает силу директив­ного задания. Возможность многовариантной проработки проектов стала особенно предметной в связи с широким применением экономико-математических методов, с развитием и совершенствованием теории и практики социального планирования. Подготовка социального проекта во многом предопределяет успешную реализа­цию других функций управления, поскольку в процессе их осуществления достигается поставленная цель, выполняется намеченная программа. На каждом этапе его подго­товки требуется такой научный фундамент решения поставленной задачи, на основе которого создавался бы план действий, органически сочетающий в себе как результаты, полученные при анализе предшествующего развития, так и требования, выдвигаемые новым этапом. В процессе осуществления функций организации, регулирования, учета и контро­ля нередко уточняются положения проекта и, если это необходимо, вносятся соответст­вующие коррективы, направленные на успешное выполнение основной программы. Таким образом, социальный проект — это документ совокупность документовхарактеризующий цели, средства и этапы реализации намеченной программы социаль­ных изменений. Вместе с тем очевидно, что одного документа недостаточно — необходим меха­низм его претворения в жизнь. Ведь на практике мы нередко сталкиваемся с тем, когда, например, прекрасно разработанный проект нового города так и не получает реального воплощения. В результате город не имеет своего запоминающегося силуэта, в нем от­сутствуют многие запроектированные удобства жизни, а многие объекты вообще не появляются, несмотря на то, что они заложены в проектах. Так город лишается соот­ветствующего социального потенциала. Он не притягивает к себе мигрантов, а, наобо­рот, нередко имеет отрицательное миграционное сальдо. Следовательно, эффективность социального проектирования определяется возможностью обеспечить комплексное развитие социального объекта. Практика по­казывает, что придание значения только одной функции например, монофункциональ­ной направленности развития города чревато серьезными издержками: как правило, происходит ухудшение качественного состава населения, гипертрофируются отдельные социальные связи, социальное противопоставляется техническому и т. Действенность социального проектирования во многом зависит от сочетания его с экономическими потребностями общества и региона. Недостаточный учет требований экологии способен свести на нет социальные цели. Не менее важным является и согласование потребностей данного проектирования с грядущими изменениями в технике и технологии, особенно когда речь идет о широ­ком применении гибких производительных систем, биотехнологии, роторной техники и т. Потребность во всестороннем учете социальных факторов стала наиболее ощути­мой при составлении комплексных планов экономического и социального развития. Достоинство этих проектов заключается в том, что, во-первых, они помогают решать важнейшие народно-хозяйственные задачи, а во-вторых, их реализация преду­сматривает комплексный учет всех аспектов — от технических до социальных. Социальное проектирование — это процесс подготовки, разработки и утверждения одного из вариантов социальной организации будущей жизни главной произво­дительной силы — работников и членов их семей — в условиях вновь возникающих или ре­организуемых социальных институтов, социальных процессов и явлений. Проектирование в социальной работе — технология составления, ресурсного обоснования и выполнения социальных проектов. Ключевым исходным понятием проектирования в социальной работе выступает проект. Проект — это система «проектных» целей, а также создаваемые или улуч­шаемые для их практической реализации физические объекты, системы социальной защиты и помощи, разрабатываемые и утверждаемые соответствующие документы — программы, планы, расчеты, сметы и др. Термин «проектирование», как уже отмечалось, означает процесс разработки того или иного проекта, реализация которого выступает как необходимый результат. Любой проект начинается с замысла, идеи. Для того чтобы замысел превратился в реальность, этим процессом необходимо управлять. Проектирование в социальной работе подра­зумевает связь между управлением проектированием и собственно самим проектирова­нием. Опыт социального проектирования новых производств накапливался постепенно. Долгое время социальные аспекты их формирования учитыва­лись недостаточно, что вызвало различного рода отклонения в условиях трудовой и повседневной деятельности людей. Для большинства новых производств основной социальной целью является создание стабильных, устойчивых коллективов. Поэтому при проектировании тщательно разрабатываются такие средства, как комплектование и закрепление рабочей силы, стимулирование труда, повышение профессиональной подготовки и т. Социальное проектирование новых производств непременно вклю­чает в себя: — принцип комплектности: в проекте предусматривать удовлетворение всех потребностей интересов труженика и членов его семьи; — процесс социальной адаптации, что выражается в информированности людей о характере предстоящей работы, условиях жизни, труда в организации, в которой предстоит им трудиться. Успешная адаптация свя­зана с достижением работником удовлетворенности трудом, с получе­нием или повышением квалификации; — обеспечение условий трудовой деятельности, в первую очередь по таким показателям, как шум, загазованность, вибрация, освещенность, температурный режим. Создание нормальных условий труда для всех работников; — активное вмешательство в развитие социальной ситуации, т. Итак, социальное проектирование новых производств — это процесс подготовки, разработки и утверждения одного из вариантов социальной организации будущей жизни главной производительной силы — работников и членов их семей в условиях вновь возникающих или реорганизуемых соци­альных институтов, социальных процессов и явлений.